Реабилитационный центр Хорс
  О НАС КОНТАКТЫ ПАРТНЕРЫ ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ НА ГЛАВНУЮ
 
Реабилитационный центр "Доктор Хорс"
- соверменные технологии
для современного человека
 
 

Реабилитационный центр:

Запись на консультацию
Вызов врача на дом
Коррекция фигуры, снижение веса
Реабилитация после инсульта
Инфаркт миокарда
Лечение заикания, логоневроз
Лечение бронхиальной астмы
Лечение позвоночника
Лечебная физкультура
Спортивно-оздоровительные группы
ДЦП
Используемые технологии
Отзывы пациентов

Информация:

Инфаркт миокарда (информация)
Заикание
Болезни суставов
Инсульт
ЛФК
Гипертоническая болезнь
Внимание! Все материалы, представленные на сайте являются собственностью реабилитационного центра «Хорс».
Копирование материалов с сайта запрещено.

Заикание - все о заикании: понятие заикания (страница 1)

следующая страница

Понимая, что любое определение заикания с учетом достигнутого уровня знаний об этом речевом дефекте не будет ни достаточным, ни окончательным, мы хотели бы подчеркнуть следующее: заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными рас-стройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития этого речедвигательного невроза принимают участие психологические, социально-психологические и биологические фак-торы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая «почва» в виде церебральной дефицитарности различного гинеза.

Как известно, коммуникативные процессы (протекание общения) не ограничиваются обменом мыслей. Они предполагают определенную эмоциональную их насыщенность, отвечающую обстановке и целям общении.

Для обозначения специфичности устного общения с присущей ему быстротой тем-па обдумывания, столкновением намерений, набором словесных средств и прочими про-явлениями волевого действия Л.С. Выготский употребляет термин речевые отношения, близко стоящий к понятию речевого поведения.

Как отмечалось, формирование речевой деятельности совершается одновременно в самых разных направлениях. Ребенок овладевает словом. Звуками, составляющими слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и по-вествований. Одновременно с этим происходит формирование речевого поведения.

Каждое из направлений речевого развития подчиняется своим внутренним законо-мерностям: овладение словарным запасом проходит путь от лепетных слов к понятийным значениям; усвоению фразовой речи предшествует стадия аграмматизма, правильному произнесению фонем, как известно, предшествует стадия физиологического косноязычия.

Развиваются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения. Необходимо различать элементарные формы речевой коммуникации и более сложные, приобретаемые в развитии. К первым относится ответ действием на ус-лышанные и понятые слова собеседника и собственное обращение к нему в наглядной ситуации. Ребенок с помощью появившихся у него слов обращается, убеждает, добивает-ся, воздействует на собеседника, что составляет одну из черт взаимодействия общающих-ся.

Первые словесные обращения ребенка носят характер непосредственного выраже-ния эмоций. Однако стремление сделать свою речь убедительной для других и на них воз-действующей появляется очень рано. Общение на этом уровне ограничивается желания-ми, понятными из ситуации, по поводу предметов, доступных непосредственному созер-цанию. Оно осуществляется средствами, требующими от ребенка минимальных произ-вольных усилий: при помощи лепетных слов, сопровождаемых указательными жестами, выразительными телодвижениями. Маленький ребенок охотно обращается к хорошо зна-комым собеседникам. В присутствии же посторонних людей объем речевых реакций чаще всего снижается.

Ранний способы речевого общения содержат в себе «хотение», т.е., волевое начало. В то же время ребенок еще не оценивает, понят ли он, хотя и добивается выполнения же-лания, что, в сущности, и составляет итог общения.

В отличие от ранних проявлений речевого общения более сложные его уровни ха-рактеризуются прежде всего появлением отношения ребенка к речи других и собственно речи.

Наряду с этим появляется отношения ребенка и к своей собственной речи: появля-ется реакция на непонятность ее для других, зачатки самооценки, стремление самостоя-тельно сказать, и порой сказать именно определенным, а не случайным образом, соответ-ственно замыслу, а не как-то иначе. Наступает переход к общению не только в пределах наглядного, но и по поводу отсутствующих объектов, которые нельзя наблюдать в момент разговора. Затем становится возможным и более сложный процесс – общения, связанное с пошедшими событиями, намерениями, выводами, соображениями, переживаниями и т.д. Слов, соотносимых с конкретными предметами и действиями, которые могут быть тут же показаны, становиться уже недостаточно. Возникает необходимость обозначить предмет или действие и вне показа, только при помощи речи. Усложняется речевой замысел, его предмет, содержание, смысл и соответственно средства передачи. Увеличивается объем общения, меняется характер умственной операции, соотношение между речевым замыс-лом и его реализацией, их сопоставление и взаимокоррекция. Развернутые формы речево-го общения требуют значительных волевых усилий, порой еще непосильных для ребенка.

Усложнение способов речевого общения сопровождается эмоциональным напря-жением, связанным с переживанием содержания общения, оценкой коммуникативной си-туации, трудностями планирования схемы высказывания, выбором словесных средств, их самостоятельным конструированием, мгновенной перестройкой в ответ на изменение об-становки и т.д. во время разговора с ребенком двух-четырех лет нетрудно подметить у не-го признаки напряжения, которые выражаются в учащенном дыхании, прерывистости ре-чи, длительных паузах, перед тем, как произнести недавно услышанное слово, употребить новый оборот речи. Упомянутые затруднения в период разговорной речи в определенных пределах испытывает каждый ребенок.

следующая страница

Читать далее по теме заикания:

© 2005—2018 Реабилитационный центр «Хорс»